История

Воскресения Христова церковь, в селе Воскресенском

Церковь Восресения Христова, изстари существовавшая на погосте, на речке Малой Пахре, вероятно, в начале XVII ст. была уничтожена Литвою. В писцовых книгах Московскаго уезда Гоголева стана, 1627 г., значится: «пустошь, что был погост, а в нем место церковное, что была церковь Воскресения Христова; пашни перелогом и лесом поросло середние земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенa 15 копен». Рядом с церковною Воскресенскою землею лежала пустошь Тетеревлево, на речке Малой Пахре, в 1627 г. — поместье «за Прокофьем Патрикеевым, сыном Бестужевым», что преж сего было за Федором Мелентьевым»; в 1651 г. — за Михаилом Григорьевым Бестужевым — Рюминым и женою Никиты Григорьева Бестужева — Рюмина вдовою Аксиньею; в 1678 г. Тетеревлево — деревня, в ней состояло 2 двора вотчинниковых, в них 9 человек. По смерти Мих. Григ. Бестужева-Рюмина это имение, в 1687 г., досталось его сыну Петру Мих.

В дозорных и описных книгах Патриаршего Приказа, ‎188 (1680) г., письма и дозора Кириллы Сурмина, написано: «августа в 4 день, по сказке Симонова монастыря, слуги Устинка Фомина, владеют де пустошью, что был погост Воскресенской, Симонова монастыря власти со ‎182 (1674) году, а почему де владеют и про то он не ведает; а по досмотру на той пустоши, что был погост Воскресенской, на малой Пахре, кладбище и цки знать, а около того кладбища четвертные пашни по смете десятин с 15, да сеннаго покосу копен с 10; а та церковная пустошь едучи с Москвы по дороге Каменке на правой стороне, а в межах в правую сторону думнаго дьяка Василья Семенова — деревни Ширяевой, а по левую сторону Михаила Григорьева сына Бестужева-Рюмина — деревни Тетерки и та церковная земля вся обмежевана; а по сказке Симонова монастыря крестьян Емелки Данилова и Васки Данилова, межевал де тое землю и грани учинил Лука Иванов сын Дубенской, а в приходе та земля в вотчине Ионы митрополита Ростовскаго и Ярославскаго села Клокова, а от Москвы до той земли 30 верст. Села Клокова Воскресенской поп Кирилло руку приложил».

В приходной оброчной книге Патриаршего Казеннаго Приказа, под Загородскою десятиною, за ‎7189 (1680) год, записано: «октября в 30 день, по указу святейшаго патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, велено: Московскаго уезду, Гоголева стану, с пустовые церковные земли, — что написано в писцовых книгах 135 и ‎136 (1627 -1628) г. пустошь, что был погост Воскресенской, на речке Малой Пахре, пашни перелогом и лесом поросло 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенa 15 копен и тою церковною землею со ‎182 (1674) году владели Симонова монастыря власти-оброчных денег со 182 по нынешний 189 год по 12 алтын по 3 деньги на год взять на властях Симонова монастыря и записать в приходе, а впредыдущие годы имать на них потомуж». Под 1693 г. в оброчной книге отмечено, что «Симонова монастыря архимандрит с братиею, забыв страх Божий, приписал означенную землю к своим вотчинным землям, а ту церковную землю велено отнять и отдать на оброк дьяку Василью Григорьеву Семенову»; а в 1698 г. была отдана из Патриаршего Казеннаго Приказа в вечное владение Петру Михайлову Бестужеву-Рюмину с тем, «чтобы ему на той церковной Воскресенской земле в два года построить храм» и дана благословенная грамота: «Божиею милостью великий господин святейший Кир Адриан, архиепископ Московской и всеа Руссии и всех северных стран патриарх, в нынешнем ‎207 (1698) году сентября в день бил челом нам святейшему патриарху стольник Петр Михайлов сын Бестужев, а в челобитной ево написано: в Московском уезде, в Загородской десятине, в Гоголеве стану, пустовая церковная земля погост Воскресенской, на речке Малой Пахре, и ныне де он обещался на той церковной Воскресенской земле построить вновь церковь во имя Пресвятыя Богородицы каменную и нам святейшему патриарху пожаловати б ево благословить велеть на церковное строение камень, кирпич, известь, песок, на связи железо и на подвязи лес и вcякиe к тому церковному каменному строению припасы готовить и церковь строить и о том церковном строении дати ему нашу святейшаго патриарха благословенную грамоту. 

И аз великий господин святейший Кир Адриан, Божией милостью, архиепископ Московской и всеа Руссии и всех северных стран патриарх стольника Петра Михайлова сына Бестужева пожаловал благословил, велел ему на церковное строение камень, кирпич, известь, песок, на связи железо, и под вязи лес и тес и всякиe к тому церковному строению припасы готовить и в тех припасех в Московском уезде, в Загородской десятине, в Гоголеве стану, на пустоши церковной Воскресенской земле, что на речке Малой Пахре, на старом церковном кладбище, построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, а верх бы на той церкви был против прочих каменных церквей, а не шатровой, и олтарь сделать круглой; а в церкви, в олтарной стене, царски двери были б посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую — северныя, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы и иные образы по чину; а как та церковь построена и ко освящению со всем изготовлена будет и о священии тоя церкви и о антиминсе и кому святить впредь бить челом нам святейшему патриарху, а для антиминса велеть быть на Москве попу или дьякону, а не простолюдину.

Писан на Москве лета ‎7207 (1696) октября в 17 день». В конце грамоты приложена красная патриаршая печать и назади грамоты написано: казначей монах Тихон макарьевский; справил Дмитрий Аврамов. Того же года в Патриаршем Казенном Приказе было сделано распоряжение: «а тоя церкви (которая будет построена) на попа с причетники положить дани, по сказке человека ево Бестужева Петрушки Гридцкого с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с приходских — с вотчинникова, с 15 дворов крестьянских средних, да с церковной земли по писцовым книгам с пашни с 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенных покосов с 15 копен но указной статье, 22 алтына, заезда гривна, а построить ту церковь велено в два года и до постройки, или как к той церкви поп благословен будет платить оброком; а после двух лет платить данными деньгами». Церковь Воскресения Христова была построена в 1701 г. и того же года «июля в 10 день (данныя деньги) платил тоя церкви новопоставленный поп Иоанн». 

В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв.» в. 3, Загородская десятина с. 48